Как христианство озарило Среднюю Азию


ТауКомек » Новости Туризма » Как христианство озарило Среднюю Азию

Недавно в свет вышла книга митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (ныне – Омского и Таврического) «По стопам апостола Фомы» о христианстве в Центральной Азии. Через несколько дней книгу можно будет приобрести в Ташкенте.

Для православных Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана книга – настоящий клад.

Издание включает в себя три части: «Древность и средневековье», «Ташкентская и Среднеазиатская (Туркестанская) епархия Русской Православной Церкви. XIX – начало XX века» и «Ташкентская и Среднеазиатская (Туркестанская епархия Русской Православной Церкви. XX век».

Академик, доктор исторических наук, профессор Юрий Буряков пишет, что «митрополит Владимир шел к вершине своего литературного труда, тщательно собирая факты, строя гипотезы и оттачивая выводы. Ступенями этого восхождения являются его яркие исторические книги «Большой полет крылатого коня» – о духовном наследии народов Туркменистана (2000 г.) и «Земля потомков патриарха Тюрка» – о духовном наследии Киргизии и христианских аспектах этого наследия (2002 г.). В настоящем же исследовании впервые широко и документально представлена история христианства всей Средней Азии в ее взаимосвязях с другими религиями Востока».

Лучше всяких представлений книгу может представить только сам автор. Владыка бесспорно прав, когда пишет, что «в наши дни каждая публикация, касающаяся истории христианства в Центральной Азии, становится сенсацией. Знакомство со страницами прошлого порой ошеломляет даже людей весьма знающих и эрудированных.

Так, современный ученый М. Барманкулов изумленно восклицает: «Оказывается, еще в IV-VI веках в центральноазиатском Семиречье христианство было развито настолько сильно, что христианские молитвы переводились на тюркский язык. А ведь это на пять веков раньше, чем пришло на Русь Православие!.. Каким же считать религиозное наследие казахов – мусульманским или христианским? По вере отцов – мусульманским? Или по вере отцов этих отцов – христианским?»

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Христианство в Центральной Азии имеет происхождение апостольское. Именно об этом говорит владыка.

«Как известно, самый дальний из апостольских жребиев, определивших пути двенадцати учеников Спасителя, выпал святому Фоме Близнецу. Дух Божий указал ему для проповеди «страны Индийские», а таким понятием древние писатели, имевшие об Азии туманное представление, обозначали не одну Индию, а все государства Востока за пределами Римской империи. Святой Фома благовествовал не только «брахманам», то есть собственно индусам, но и «бактрам, гирканам, парфянам» – предкам современных народов Центральной Азии».

Пишет владыка и о двух других апостолах, побывавших на нашей земле. Святой Андрей Первозванный проповедовал «в Скифии, Согдиане и у саков». А Великая Скифия включала в себя центральноазиатскую великую степь. «На земле Центральной Азии нашло посмертное упокоение нетленное тело святого апостола и евангелиста Матфея. Он, как известно, принял мученическую кончину за Христа в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или III веке честные мощи апостола были унесены бежавшими от древнеримских гонений в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, – весь христианский мир знал о ее местонахождении».

В книге написано также о том, что четыре тысячи лет назад в Хорезме жил святой патриарх Иов (мусульмане называют его Айюб).

«К III веку Церковь Христова прочно укоренилась на центральноазиатской земле, хотя и не возвышалась над иными верованиями».

«Я НЕ ПОТЕРПЛЮ В ТАШКЕНТЕ АРХИЕРЕЯ!»

Первый ташкентский архипастырь Софония Сокольский писал, что «туркестанские архиереи вплоть до 1916 года носили титул Ташкентских только номинально, они были вынуждены обосноваться в городе Верном, поскольку генерал-губернаторы Туркестана встретили их «в штыки».

Генерал-губернатор К.П. фон Кауфман «всеподданнейше» докладывал императору: «На первое время местопребыванием Преосвященного, ввиду исключительного положения Ташкента, я полагал бы назначить областной город Семиреченской области – Верный. Город этот представляет более всего необходимые условия для удобного и постоянного местопребывания архиерея. Город построен среди русского населения, поэтому жизнь, в нем сложившаяся, мало отличается от такой же в других городах империи».

Однако, как пишет владыка Владимир, «фон Кауфман лукавил: он превосходно знал, что тогдашний Верный более походил не на город, а на городишко и был мало пригоден для утверждения в нем архиерейской резиденции. При обсуждении вопроса о епископской кафедре фон Кауфман, не стесняясь ни своих чиновников и офицеров, ни присутствовавшего тут же духовенства, заявил открыто: «Я не потерплю в Ташкенте ни архиерея, ни жандармов!»

Очевидно, он не желал над собой никакого контроля, а в духовной власти усматривал ограничение своего самовластия. Его позднейший преемник генерал А.Н. Куропаткин выражался аккуратнее: «Громкая, бьющая в глаза внешность православного епископа может умалить в глазах местного населения авторитет генерал-губернатора». Священник Михаил Колобов свидетельствует: «Из всех сменявшихся один за другим генерал-губернаторов Туркестана только генерал Н.А. Иванов доброжелательно относился к православному духовенству».

О ЛЮДЯХ

Владыка говорит о каждом архиерее, несшем свое архипастырское служение на Ташкентской и Туркестанской (позднее Ташкентской и Среднеазиатской) кафедре. О всех тех, кто так или иначе причастен к истории епархии. Вспоминает владыка и известных священнослужителей. Святейшие патриархи Тихон (Белавин), Алексий (Симанский), Пимен (Извеков), Алексий II (Ридигер), священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, митрополиты Михаил (Ермаков), Кирилл (Смирнов), Иосиф (Петровых) и Сергий (Страгородский), святой праведный Иоанн Кронштадтский, архимандриты Гавриил (Лобач), Борис (Холчев) и Серафим (Суторихин), священники Андрей Малов, Георгий Ивакин-Тревогин, Валентин Свенцицкий и многие другие – тоже герои книги.

Академик Юрий Буряков пишет, что «для митрополита Владимира, судя по данной работе, важен в первую очередь именно человек, его мысли, суть его деяний, справедливых и несправедливых, и их результаты. Глубокое проникновение в духовно-религиозную суть событий позволило не только обогатить, но и в значительной степени по-новому раскрыть истинную суть ряда событий, что делает настоящий труд актуальным и для всех светских историков Востока». И это действительно так. Книга владыки о человеке.

ПОСТСКРИПТУМ

Издание насыщено фактами, прежде неизвестными. Также в книге множество редких иллюстраций, многие из которых печатаются впервые.

«По стопам апостола Фомы» – находка для тех, кому еще предстоит жить и трудиться на Центральноазиатской земле. «Путями апостольскими», «Этнический котел», «Империя Кушанов. Держава эфталитов», «Внедрение ереси», «Тюркские каганаты», «Утверждение ислама», «Возвышение монгольских народов», «Русь и Золотая Орда», «Несостоявшаяся несторианская империя», «Распад Великой Орды и крушение несторианства», «Возвращение мелькитов», «На окраине Российской империи», «Укрепление перед грозой», «Под пятой богоборческого режима», «Прозябший колос» – главы книги, которая, несомненно, вошла в историю.

Скоро издание можно будет приобрести в церковных лавках Ташкентской и Узбекистанской епархии.

Отметим, что от имени владыки Владимира книги будут переданы во все крупные библиотеки Узбекистана. Также книги будут отправлены в Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан.

Источник — «Слово Жизни»




------------------------------------------------------------------------------------------------------ Контакты:
Телефоны: +7(727)376-05-88, +7(727)269-98-74, 327-91-46
Телефоны: +77783139475, +77078708534
почтаmanager-taukomek@mail.ru icq 384020492 skype taukomek
-----------------------------------------------------------------------------------------------------





Отзывы:Как христианство озарило Среднюю Азию